За указанный период под воздействием высоких температур и химических процессов тормозная жидкость вырабатывает большую часть своего пакета присадок. В результате в тормозной системе автомобиля активизируется процесс коррозии. О его прогрессировании свидетельствует постепенное помутнение тормозной жидкости, что должно быть тревожным сигналом для всех автовладельцев. Но тем, чей автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов, в этом случае надо быть особенно расторопными, так как замена того же испорченного ржавчиной соленоидного клапана системы ABS обойдется в копеечку.
Но все же основные неприятности для всех без исключения автомобилистов таит в себе «коктейль» из тормозной жидкости и влаги, циркулирующий по тормозной системе. Ни для кого не секрет, что тормозные жидкости на гликолевой основе гигроскопичны. Установлено, что за год в тормозной жидкости может диспергироваться более 1% влаги от всего ее заправочного объема. Опираясь на эти цифры, нетрудно подсчитать, что всего за два года количество влаги в тормозной жидкости может достичь 2-3% и более. Много это или мало, судите сами: всего лишь 3,5‑процентная примесь воды значительно снижает фактическую точку кипения тормозной жидкости (к примеру, с +215 ºС до +125 ºС). Кроме того, влага стимулирует коррозионные процессы в тормозной системе и приводит к увеличению вязкости самой жидкости. При этом, эксплуатируя автомобиль в спокойном режиме, водитель может до поры до времени не испытывать никаких неудобств, но на самом деле такое впечатление обманчиво. Риск того, что при активной работе педалью тормоза такая «тормозная смесь» попросту закипит, а педаль провалится в пол, многократно возрастает. Вдобавок зимой к выводу тормозной системы из строя может привести замерзание влаги, скопившейся в тормозной жидкости.
Справиться с проблемой аккумулирования влаги в тормозной системе призвана тормозная жидкость нового поколения на силиконовой основе DOT 5. В отличие от гликолевых тормозных жидкостей, силиконовая обладает водоотталкивающими свойствами. Но вместе с тем она не лишена и целого ряда существенных недостатков, препятствующих ее широкому распространению. Во-первых, цена, значительно превышающая стоимость жидкостей на гликолевой основе. Во-вторых, достаточно высокий показатель растворимости воздуха у тормозной жидкости на силиконовой основе ведет к тому, что аэрируется она гораздо быстрее, чем гликолевая (из-за чего «силиконка» не разрешена к использованию в автомобилях, оборудованных системой ABS). И в-третьих, эта тормозная жидкость не в состоянии диспергировать в себе влагу. Это приводит к тому, что влага, попадая в тормозную систему автомобиля, заполненную гидравлической жидкостью на силиконовой основе, будет попросту скапливаться в нижних точках тормозной системы, т.е. в суппортах и рабочих тормозных цилиндрах. С учетом всего изложенного, область применения тормозных жидкостей на силиконовой основе пока ограничивается ретромобилями с крайне небольшим годовым пробегом и техникой, эксплуатирующейся в экстремально влажных условиях.
Стремление инженеров-химиков объединить «в одном флаконе» достоинства обеих жидкостей привело к созданию тормозной жидкости DOT 5.1/ABS. Жидкость, которая наряду со смесью гликолевых эфиров содержит в себе силикон, соответствует специальным требованиям качества, необходимым для работы в тяжелых условиях, и разрешена к использованию в тормозных системах всех современных автомобилей, в том числе и с ABS. Ее отличают высокая точка кипения (свыше +280 ºС), хорошие смазывающие свойства и качественный пакет антикоррозионных присадок. Но несмотря на это, расчетный срок ее службы, как и для традиционных тормозных жидкостей, составляет все те же два года, или приблизительно 50 тыс. км пробега.